Обследование мостов и эстакад
Мосты, эстакады, виадуки и путепроводы, будучи важной частью транспортных развязок, находятся в интенсивном эксплуатационном режиме. Проще говоря, нагрузки на эти конструкции практически постоянны, так что они должны всегда находиться в отличном техническом состоянии.
Чтобы эксплуатация мостов и эстакад была надежной и безопасной, необходимо регулярно проводить их техническое обследование. Оно позволит дать объективную оценку, вовремя обнаружить угрожающие признаки и разработать рекомендации по принятию мер.
Когда проводят обследование
Оно необходимо в случаях, если:
- Подошёл срок регулярного мониторинга, цель которого – зафиксировать изменения при эксплуатации мостов и эстакад.
- Предстоит реконструкция или капитальный ремонт этих объектов.
- Условия эксплуатации претерпят изменения. Например, предстоит увеличение пассажиропотока.
- Недочёты в проектной документации.
- Был большой перерыв в реализации проекта.
- Предстоит ликвидация неблагополучных участков.
Цели обследования
Основное, что даёт серьёзные обследование, это заключение о реальном состоянии объекта, о наличии дефектов и по безопасности пользования. Соответственно, задачей являются оценка качества и пригодности к эксплуатации материалов и всего объекта, выявление уровня износа – как физического, так и морального.
Эксперты также проведут измерения параметров сооружений, определят их грузоподъёмность и способность к нагрузкам и динамическим воздействиям, оценят уровень деформации.
После всех замеров и исследований делается вывод о соответствии моста или эстакады ГОСТам, СП и прочим нормативам. В случае положительного ответа даётся разрешение о дальнейшем использовании объекта. А при наличии недостатков специалисты дают рекомендации о необходимости ремонта или работ по реконструкции.
В зависимости от ситуации и задач обследование может быть:
- Первичным – когда конструкция сдаётся в эксплуатацию.
- Плановым – подошёл срок мониторинга.
- Внеплановым – если выявлены повреждения.
Вообще текущая диагностика по правилам проводится минимум один раз в течение от одного до пяти лет. Это зависит от особенностей конструкции, и периодичность экспертиз указана в ГОСТах и других документах.
Причины и характер нарушений состояния объектов
Причины возникновения и характер дефектов мостов и эстакад бывают разными, а в целом они делятся на 4 группы:
- Силовые
- Технологические
- Коррозионные
- Механические.
Повреждения различаются и в зависимости от материала проверяемого моста или эстакады. Так, если они сделаны из железобетона, то наиболее часто могут встретиться трещины, ухудшение вида поверхности, расслоение бетона, повреждение арматуры и т. п. Металлические конструкции могут иметь изгибы, вмятины и другие варианты деформации материала. Им присущи вероятность образования коррозии, а со временем – физический износ.
Эти и другие дефекты приводят к ухудшению эксплуатационных характеристик, а чтобы сделать вводы о дальнейшей возможности пользования мостом или эстакадой, приглашают специалиста для проведения технической экспертизы.
Почему повреждаются мостовые сооружения
Причин дефектов мостов и эстакад немало:
- перегруженность в связи с монтажом дополнительного оборудования или замена несущих конструкций. Причины повреждений могут быть и другими;
- деформации и прогибы перекрытий и их неравномерное расположение;
- влияние заморозков и пучение почвы вызывают трещины;
- неправильно выполненное армирование, или если арматура вообще отсутствует – это является причиной образования сквозных, наклонных и вертикальных трещин;
- в проекте не обговорено отрицательное влияние внешних воздействий на мостовые конструкции или имеются ошибки в расчётах.
Необходимо отметить и такие важные причины разрушений, как несоблюдение строительных норм и технологий, низкое качество материалов, неправильная эксплуатация.
Этапы обследования
Экспертиза мостов и эстакад осуществляется поэтапно, а виды работ по оценке технического состояния выбираются в каждом случае отдельно – выбор зависит как от типа конструкций, так и от целей проверки.
Проверочные мероприятия ведутся в определённом порядке:
- Подготовка: изучение проектной документации, а также анализ результатов предыдущих проверок, если они проводились. Составление техзадания и программы предстоящих работ по экспертизе.
- Визуальный осмотр. Эксперт знакомится с внешним видом объекта, выявляет имеющиеся повреждения, осматривает состояние опор и прочих конструктивных элементов.
- Инструментальное обследование. Оно может быть разных видов:
- дефектоскопия; помогает выявить трещины или коррозийные изменения; *диагностика с помощью ультразвука: оценивается толщина материала, анализируется его структура и выявляются внутренние дефекты;
- *тепловизионный контроль: благодаря различию температур он определяет участки с непомерно высокими нагрузками или скрытыми повреждениями.
- Лабораторное исследование. Это и проведение тестов образцов бетона на сжатие и прочие характеристики, и выяснение состава и качественных характеристик материала, в том числе на усталость. Проводится также химический анализ бетона.
- Камеральные работы. Это анализ и обработка результатов, полученных в ходе исследования. На основании этого делают расчёты.
После окончания каждого этапа специалисты составляют акт, где указывают выявленные дефекты. Окончательные результаты, расчёты, выводы, чертежи, фото- и видео, где зафиксированы дефекты – всё это представлено в отчёте. А в заключении указывается техническое состояние обследованного моста или эстакады.
Важно! Если документы по обследованию будут представлены компаниями, не имеющими аккредитаций, то результаты будут считаться неофициальными.
Заключение
Технические экспертизы мостов должны проводиться регулярно – ведь это необходимое мероприятие, обеспечивающее безопасное использование и долговечность мостов, эстакад и прочей транспортной инфраструктуры. В результате обследования своевременно выявляются проблемные участки, устранение которых обеспечит безотказное функционирование мостовых сооружений, а также безопасность людей и объектов, находящихся как на мосту, так и поблизости.